Полное название учреждения: Муниципальное учреждение культуры «Венёвский краеведческий музей»
Сокращенное название учреждения: МУК ВКМ
Учредитель: Муниципальное образование Веневский район
Дата создания учреждения: 1981 год
Музей открылся для посетителей в 1981 году и имел экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне и городу-побратиму Велки Кртиш (Чехословакия). За 33 года существования оформлены залы археологических находок и предметов сельского и городского быта (XVII-XIX вв.). Особый интерес вызывают материалы раскопок древнерусского города Корнике (XII-XIV вв.), могильных курганов.
Немалый интерес посетителей вызывают картины художников, чьи жизнь и творчество связаны с Веневской землей: Н.А.Лунева, А.Г.Ковалева, И.И.Данилова, М.Н.Брядова. В экспозиции зала Великой Отечественной войны собраны документы, карты, схемы, фотографии.
В 1956 году общественность г.Венева в местной газете подняла вопрос о создании в районе народного музея. Через десять лет — 17 февраля 1966 года на заседании райисполкома было принято такое решение. Товарищам М.П.Уланову и Ф.К.Барыбину поручено подобрать помещение в течение 1966-1967 гг., тов. Борзуновой А.А. (зав.комитетом культуры) и Бороздинскому М.Г. (общество охраны памятников) рекомендовано оказывать содействие в подготовке к открытию музея.
В архиве г.Венева имеется еще один документ, относящийся к 1973 г., в котором говорится о передаче здания библиотеки народному музею. Первый руководитель музея, работающий на общественных началах В.Н.Любомудров, официально его должность именовалась «смотритель», только в 1978 г. принимает на баланс музея первую обстановку: шкафы, столы, стеллажи. Именно с этого времени началась активная работа по сбору информации на краеведческие темы, начинается переписка с участниками войны, сделан заказ в Ленинградскую художественную мастерскую, установлена переписка с архивами и частными лицами. Осенью 1981 г. Веневский народный музей был открыт для посетителей. Их вниманию предлагалось три выставочных зала: первый был посвящен «Великой Отечественной войне» — зал «Боевой славы», второй — зал «Советско-чехословацкой дружбы» (город-побратим Венева Велки-Кртиш), третий зал -«Древняя история Веневской земли». В настоящее время музей имеет пять залов: первый — «Зал древности», второй – «Крестьянский быт. Купеческий быт», трети – «Зал боевой славы», четвертый – «Дворянский зал», пятый – «Выставочный зал». Первоначально музей назывался филиалом Тульского краеведческого музея, в 1990 году стал самостоятельным Веневским краеведческим музеем.
Термин «палаты» на современный русский язык правильнее перевести, как «дворец». Здание палат двухэтажное, с мезонином, толщина стен 90 см, полусводчатые потолки, попарное расположение комнат, винтовая лестница.
Единственным в Тульском крае, а потому исключительно ценным памятником каменного гражданского зодчества позднего средневековья являются так называемые Каменные палаты на Красной площади в городе Веневе. Достоверных сведений о назначении и владельцах палат не сохранилось. Поскольку известно, что от трудов праведных не наживешь «палат каменных», можно предположить, что дом был построен для кого-нибудь из сословной верхушки.
В одном серьезном искусствоведческом труде (Тиц А.А. «Русское каменное зодчество XVII века») веневский дом назван (без указания источника) «кирпичными палатами архиерея в г.Веневе». Сведения эти ошибочны уже потому, что в Веневе никогда не было архиерея. Тем не менее принадлежность палат духовному ведомству возможна: в Тульском областном Государственном архиве (фонд 147, т. I) хранится «Записка о монастырях Тульской губернии». Ни фамилии ее автора, ни даже написания в записке не указаны. Сотрудники архива узнают в почерке записки руку известного историографа Тульского края И. Сахарова; время написания — первая треть XIX столетия.
В записке приводятся сведения о Богоявленском мужском монастыре, находившемся в старину в Веневе и упраздненном в 1764 году. Главным храмом монастыря названа Богоявленская церковь, стоящая теперь на Красной площади неподалеку от Каменных палат. Не исключено поэтому, что палаты входили в состав монастырских построек и служили то ли домом настоятеля, то ли главным административным зданием монастыря. Об этом говорит, быть может, и рисунок кирпичного узора на лопатках первого этажа, отдаленно напоминающий форму креста.
Каменные палаты — двухэтажное нарядное каменное здание, почти симметричное в плане (не сразу заметить, что северное крыло дома короче южного). Крупные ризалиты (части здания, выступающие за основную линию фасада) посередине восточного и западного фасадов придают зданию — богатую пластичность и известную долю монументальности. Горизонтальная тяга на уровне пола второго этажа четко делит дом по высоте на две части. Архитектурное убранство подчеркивает главенствующее значение верхнего «господского этажа»: углы здания и ризалитов укреплены пучками полуколонн, «дудочек», высокие окна украшены сандариками (небольшие карнизы или фронтоны над дверьми или окнами) «разорванной формы». Нижний — служебный — этаж украшен значительно скромнее: лопатками по углам и плоскими окопными наличниками. Одномаршевая лестница на второй этаж вынесена из основного объема и размещена вдоль южного фасада, придавая ему характер, типичный для XVII века.
Архитектура палат говорит о том, что они строились в начальный период стилевого перепутья, когда древнерусское зодчество уже уходило со сцены, а композиционные принципы архитектуры нового века еще не закрепили свои господствующие позиции. От ухода позднего средневековья еще сохранилась терпимость к некоторой ассиметрии фасадов и вынос лестницы на второй этаж из основного объема. О принципах Нового века говорит трехчастность фасадов, акцентирование главной композиционной оси устройством ризалита и мансарды (жилое помещение над крышей), введение элементов ордерной системы (колонны, пилястры и т д.). Об архитектурном перепутье того времени говорит недопонимание зодчим еще новых для него форм и деталей, приведших к наивным ошибкам при их применении.
Суммируя, можно с уверенностью предполагать, что Каменные палаты в обстановке небольшого провинциального города, каким был Венев на рубеже XVII—XVIII столетий, являлись предметом законной гордости и восхищения любящих свой древний город веневцев…
…Палаты на веневской Красной площади — единственный выявленный пока в Тульской области памятник каменного гражданского зодчества XVII—начала XVIII столетий, он заслуживает детального научного обследования, изучения и сохранения.
Это самое старое административное здание не только в городе, но и во всей Тульской области. Есть сомнительная версия, что изначально палаты принадлежали церкви, и, что даже это был дом коломенского архиерея (Тиц А.А. «Русское каменное зодчество XVII века», 1966). Однако, наиболее вероятно, что каменные палаты возвел кто-то из веневских купцов для своего проживания в самом конце XVII века. Его имя пока нам не известно.
1771 году Бакместер Л.И. указывал, что в городе Венёве существуют «обывательские палаты», т.е. принадлежащие кому-то из веневским купцов. В 1796 году палаты принадлежали веневскому купцу Федору Расторгуеву, здесь у него была лавка, в числе товаров которой были импортные ткани. В 1805 году Каменные палаты приобрел Городской магистрат всего за 400 рублей серебром.
Вначале XIX века сюда переехал городской магистрат и городская дума. Магистрат — судебный орган власти, ведущий гражданские и уголовные дела горожан. Имел в подчинении словесный и сиротский суд, квартирную комиссию и городскую полицию. 29 мая 1700 года Венев впервые избрал трех бурмистров в Ратушу (с 1721 года — Городской магистрат). Упразднен по высочайше утвержденным «Правилам об упразднении магистратов и судебных ратуш» от 13 апреля 1866г. При Веневском магистрате существовал с 1754 по 1867 год «Словесный суд», рассматривал прошения со слов и фиксировал устные сделки купцов по торговым, ярмарочным и вексельным делам.
Екатерина II в 1785 году ввела в городах выборную должность городского головы. Городской голова избирался городским избирательным собранием из числа почетнейших лиц городского общества (дворян, именитых и почетных граждан, купцов). Должность городского головы была общественной и денежное вознаграждения за неё не полагалось, но не смотря на это, занять её стремились самые известные горожане.
При императоре Александре II городское самоуправление усложняется, создается Городская Управа. Веневская городская Управа в начале XX века занимала две комнаты второго этажа. Руководил ими городской голова.
В советское время с 1919 по 1972 годы в здании Каменных палат находилась библиотека. В послевоенные годы ей пришлось потесниться, в здании было одновременно размещено до 8 различных организаций. С 1972 года по настоящее время здесь работает Веневский краеведческий музей, который открылся для посетителей в 1981 году.